О контроле дыхания в асанах

Вопрос о пользе, целесообразности, или даже допустимости контроля процесса дыхания в асанах хатха йоги решается разными Школами по-разному.

Можно выделить две крайние позиции.

Виктор Бойко является категорическим противником как какого-либо движения или напряжения в асанах, так и какого либо контроля или регуляции дыхания.

«К сегодняшнему дню по классическим текстам, серьёзным современным трудам и собственной многолетней практике мной накоплен огромный сравнительный материал, из которого однозначно следует, что произвольное вмешательство в естественный дыхательный процесс при выполнении поз йоги — нонсенс, это исключает дальнейшее развитие событий в русле реализации йогической цели как таковой. Более того, такая практика вредна для здоровья и нервно‑психического благополучия человека...

Школы или направления, которые абсолютизируют пранаяму, добиваются предельного торможения сознания, но такая форма самадхи не может вести к контакту, поскольку функционирование сознания на какое‑то время здесь просто прекращается.»

 Школа Аштанга Виньяса Йоги, напротив, считает основой своего подхода «нанизать асаны на нить дыхания»

«Аштанга-виньяса является статико-динамической практикой, которая включает в себя последовательности асан, связанных между собой комплексами движений - виньясами, и выполняемых совместно с пранаямой (определенным способом дыхания), бандахами ("энергетическими замками") и дришти (концентрацией внимания на определенных точках). Во время выполнения практики возникает и сохраняется дхьяна (медитативное состояние сознания).

Термин "виньяса" переводится как "дыхательно - двигательная система упражнений". При синхронизировании движения с дыханием по типу уджайи-пранаямы и применением во время выполнения асан энергетических замков мула бандхи, уддияна бандхи и джаландхара бандхи, в теле возникает сильный внутренний жар, вызывающий обильное потовыделение. Таким образом происходит процесс очищения и омоложения мускулов и внутренних органов, из организма выводятся токсины. В результате практикующий чувствует в теле силу и легкость. Виньяса уравновешивает дыхание и обеспечивает бесперебойную циркуляцию крови по всему телу. Дыхание становиться ритмичным, тело сильным, а ум спокойным.

Традиционно такой подход называется "Йога - Мала" ("мала" - санскр. "гирлянда, четки, венок"). Йога-Мала - это Венок Йоги, где асаны нанизаны на нить дыхания. Выполнение асан в виде связанных в непрерывные последовательности комплексов - эффективный способ накопления энергии в теле, способствующий психоэнергетической трансформации и расширению диапазона восприятия.»

 

Нет никакого сомнения, что дыхание является мощнейшим механизмом, позволяющим работать непосредственно с тонкими энергиями. Однако, необходимо понимать, что чем мощнее орудие, тем сильнее его возможные разрушительные возможности при неправильном использовании. Приведем несколько примеров.

 

Некая девушка была певицей со средними возможностями. Однажды ей попала в руки некая анонимная перепечатка, где шла речь о дыхательных упражнениях йоги и тех эффектах, которые они могут дать, в частности — об увеличении объёма легких. Девушка с энтузиазмом начала практиковать по этим описаниям дыхание с задержками.

Эффект проявился довольно быстро, уже через полгода её данные по вокалу повысились, и способность владеть голосом заметно возросла. Однажды в очередной дыхательной тренировке перед концертом (в течение дня перед выступлением она обычно ничего не ела) задержки удавались ей особенно хорошо, но затем в теле и сознании возникло нечто странное. Сначала она не придала этому значения, но ощущение усиливалось и распространялось. Выполняя очередную задержку на полном вдохе, она оглядела себя, подняв одежду, и увидела, что от уровня лобка почти до половины туловища вверх вся кожа приобрела ярко‑алый цвет. Причём граница разделения между этим красным и естественным цветами тела была поразительно чёткой, словно нить морского горизонта при штиле. И самое удивительное — область этой опоясывающей красноты медленно подымалась кверху. Когда верхняя её граница добралась до солнечного сплетения, стало как‑то не по себе, и девушка прекратила дыхательную практику. Необычный цвет медленно отступил вниз, превратился в узкую полоску и пропал. Гадая, что бы это могло быть, певица уехала на концерт в прекрасным самочувствии, но внезапно, прямо посреди выступления, потеряла сознание. Её увезли на «скорой», и в больнице она несколько суток оставалась без памяти, причём не наблюдалось никаких симптомов, исходя из которых врачи могли бы сказать хоть что‑нибудь по поводу происходящего. Затем последовал месяц нервной горячки, в итоге теперь она имеет вторую группу инвалидности. Не то чтобы самостоятельно передвигаться и снова петь на сцене — жить нельзя. Дыхательная и сердечная аритмия, сильнейшие невротические проявления, страх смерти, ночные кошмары... Что можно сделать?

Ясно, что ничего, когда напрочь сорван ритм дыхания и механизмы его регуляции. Единственное, что можно было посоветовать — долгие пешие прогулки, затем, при улучшении состояния, быть может быстрая ритмичная ходьба, потом бег, — только это предположительно могло бы снова «поставить» ритм дыхания. Девушке повезло, что она не умерла сразу и не сошла с ума, поскольку это был вариант непосильного для организма темпа волевого увеличения дыхательных задержек, который вызвал специфическое вегетативное «замыкание» с последующим полным расстройством дыхательной автоматики. Этот завершающий срыв произошёл с явными признаками спонтанного разряда по сценарию пробуждения Кундалини.

 

Еще одна девушка. Во время практики асан в стиле, который несколько лет спустя стал широко известен как «йога восьми кругов», у неё началась спонтанная дыхательная «раскачка» с неконтролируемым усилением вдоха. Субъективно это сопровождалось предобморочным состоянием, причём она как бы «видела» спираль, развертывающуюся вверх от основания позвоночника. Тогда ей удалось «вернуться» по чистой случайности, которой могло и не быть.

 

Ещё в 1971 году, когда мы только начинали заниматься йогой, мой друг Борис вычитал у «йога Рамачараки» (он же широко известный в России начала века джентльмен Уильям Аткинсон, по‑видимому, один из первых бизнесменов на ниве йоги), что следует контролировать дыхание в повседневной жизни — при ходьбе, сидении и т.д. Через месяц такого контроля он начал задыхаться, даже сидя на лекциях в институте, и с трудом восстановил ритм дыхания, начав систематически бегать по два раза в день.

 

Исходя из всего вышесказанного, кажется вполне разумной рекомендация приступать к практике Пранаямы, т.е. к какой-либо целенаправленной работе с дыханием, не ранее чем после трех лет систематической практики Асаны.

 

Как следует из работы «Прояснение пранаямы», к аналогичному выводу много лет назад на основе собственного опыта пришёл и Айенгар, который ещё в шестидесятые годы категорически отказался  (и, по‑видимому, неспроста) от регулировки дыхания  при выполнении асан, хотя был одним из лучших учеников Кришнамачарьи. В виде реверанса в адрес своего учителя он написал тогда, что начинающие не должны  осуществлять контроль дыхания во время работы с телом, это допустимо лишь для продвинутых учеников. Поскольку начинающий в йоге — это как минимум первые лет пять или десять практики, то против такого подхода трудно возразить, за это время можно разобраться, что к чему.

Источник: http://www.all-yoga.ru