БКС Айенгар

Беллур Кришнамачар Сундараджа Айенгар родился 14 декабря 1918 года в маленьком городке Беллур в Штате Карнатака. В детстве он совсем не мечтал стать великим йогином и нестолько потому, что в те времена йога в Индии, как ни пародоксально это звучит, не была популярна, сколько потому что был очень болезненным и слабым. Из-за плохого здоровья мальчик не мог нормально учиться в школе или играть со сверстниками. Ни он сам, ни его родные не верили, что он сможет добиться в жизни чего-то существенного, полагая, что он навсегда останется лишь нахлебником о обузой для окружающих. Однако судьба распорядилась иначе.

Сначала она поставила на его пути Тирумалая Кришнамачара, мужа старшей сестры Айенгара и человека незаурядного во всех отношениях. Кришнамачар был знатоком вед и учителем йоги. Он проводил много времени в разъездах, и в его отсутствие жене требовалась помощь по дому. Он предложил Айенгару пожить у него некоторое время и помогать сестре, а взамен обещал показать ему несколько йогических упражнений, которые помогут мальчику поправить здоровье. Соблазн был велик, и четырнадцатилетний Айенгар согласился, но на деле все оказалось совсем не так просто. Прошли долгие месяцы, прежде чем состоялся первый урок, после которого Кришнамачар безапелляционно заявил, что юноша не создан для йоги. Учитель слов на ветер не бросал, и потому первый урок должен был заодно стать последним. Но тут своенравная судьба снова вмешалась.

У Кришнамачара был ученик, который также жил в его доме, но в отличие от непутевого Сундарама (так называли в детстве нашего Гуруджи) он мог сделать абсолютно все. Он выполнял с непринужденной грацией и легкостью самые сложные позы, и Учитель возлагал на него большие надежды. И вот однажды чудесный мальчик исчез, исчез без следа, как сквозь землю провалился. Все сбились с ног, разыскивая его, но поиски не дали никаких результатов. Самым ужасным же было то, что мальчишку угораздило пропасть за несколько дней до лекции Учителя, на которой он должен был демонстрировать асаны. Отменить выступление было невозможно, и тогда Кришнамачар вспомнил о Сундараме. В успех он не верил, но не в его характере было легко отказываться от намеченного, уроки возобновились. Айенгар не обладал ни силой, ни гибкостью, ни опытом, он просто не имел права сделать все эти немыслимые позы, но он их сделал, возможно, потому, что чувствовал, что не имеет права их не сделать. Демонстрация прошла успешно, и, может быть, именно это определило всю его последующую жизнь.

На востоке ученичество длится долгие годы, но неугомонная судьба и на этот раз сделала все по-своему. Спустя всего два года Кришнамачара попросили направить кого-нибудь из учеников в Пуну учить йоге в одной из школ. Кришнамачар не хотел упускать такую возможность, но у всех его учеников были семьи, они отказались переезжать, тем более, что плата за работу была невысокой. Тогда он предложил это место Айенгару. Юноше едва исполнилось семнадцать, ехать одному в незнакомый город было страшно, но и жизнь в доме сестры была не сахар - у Учителя, как и у большинства незаурядных людей, был очень непростой характер. Айенгар решил рискнуть.

Оказавшись вдали от Учителя, он не только не перестал совершенствовать свою практику, но напротив уделял ей все больше внимания. Поначалу учеников было мало, и все свободное время неизменно посвящалось занятиям. Так по крупицам, шаг за шагом в рамках классической хатха-йоги складывался метод Айенгара. Каждую асану со всевозможными вариациями, каждый вид пранаямы Айенгар испробовал на себе и, лишь убедившись в том, что они оказывают благотворное влияние на организм, учил им других. Таким образом многие забытые к тому времени асаны были открыты заново, был также значительно углублен терапевтический эффект йоги.

Несмотря на колоссальные усилия, успех пришел не сразу. Айенгару пришлось пережить долгие годы лишений, преодолеть множество трудностей. Он много раз был близок к отчаянию, много позже он будет вспоминать, что не отступил лишь потому, что отступать было некуда. Хуже всего было то, что он был совсем один, ему не с кем было поделиться терзающими его сомнениями, не от кого получить поддержку. И тут судьба, как всегда неожиданно, преподнесла ему подарок: в его жизни появилась Рамамани. Они прожили в любви, доверии и взаимопонимании не один десяток лет. Айенгар не услышал от жены ни одного упрека, она никогда не просила ничего для себя, у нее была очень тяжелая жизнь, но всю ее без остатка она посвятила мужу и детям.

Постепенно количество учеников росло, среди них стали появляться иностранцы. Одним из них был всемирно известный скрипач Йегуди Менухин, именно он открыл Айенгара для запада. Благодаря наличию большого количества самых разных поз и их вариаций, а также использованию вспомогательных материалов, йога Айенгара была доступна всем, не только молодым, здоровым, сильным и гибким. Люди запада быстро оценили это и потянулись в Пуну. В связи с этим в середине семидесятых было решено открыть институт. Казалось, теперь все будет хорошо, но радость была омрачена смертью жены. Рамамани ушла из жизни вскоре после того, как собственными руками заложила камень в фундамент здания Института. Институт, открывший свои двери для учеников со всего мира в 1975, был назван ее именем.

А потом были поездки во многие страны, повседневные занятия и интенсивные семинары для учеников и преподавателей йоги Айенгара дома в Пуне, книги, переведенные на десятки языков и расходящиеся огромными тиражами и многое-многое другое.

В декабре 2003 Гуруджи Шри Б.К.С. Айенгару исполнилось 85. он лично читает всю адресованную ему корреспонденцию, продолжает писать и работать с ведущими преподавателями, но самое главное он по-прежнему занимается. Красота выполняемых им поз, ясность ума и сила духа являются лучшими доводами глубины и действенности его метода.